Гимли (gimli_m) wrote,
Гимли
gimli_m

Categories:

Чукча умный, чукча изобрел велосипед.

Ситуация для разбора профессиональных политологов, ну или историков. Я попытался простыми словами изложить критику либертарианства и вообще свободного рынка с эгоистичной мотивацией агента. Получилось небольшое эссе с центральной темой grateful dead. Ну или комментарий к расхожей сейчас фразе you did not build that.

Не в смысле насвистывания чего-нибудь мелодичного из психоделика. А в смысле фольколорной темы с путниками и мертвецами.
Не могли бы вы мне эту зкономическую теорию правильно классифицировать? Итак:


Причин для общественного договора много, я назову пока одну. Государство — это посредник для передачи долга от прошлых поколений будущим. Само наличие долга несомненно: все, что существует в городском ландшафте — дороги, электричество, библиотеки, законы, нормы языка, военные доктрины, научно–техническая — сделано чьим–то трудом. По факту, этот труд не был оплачен справедливо и полностью. Люди работали за меньшее, чем привыкли мы, и не видели результатов своего труда. Однако же, расплатиться с ними и быть свободной птичкой у нас уже не выйдет. Даже если громко кричать "я вам ничего не должен", они не услышат, потому что умерли.
Впрочем, некоторые могут позвенеть в ответ цепями — те, что умерли очень плохо. Очень многие достижения современного мира стоят на рабском труде и неглубоких могилах.
Вместо этого мы отдаем долг следующим поколениям. Поэтому: налоги, вложения в армию, здравоохранение, науку и технику. А следующие поколения будут жить лучше нас, работать ещё меньше, и платить ещё больше налогов. И так до следующего качественного скачка, при котором пропадет часть потребностей общества, и возрастет КПД.

Как я вообще могу утверждать, что труд наших предков не был справедливо оплачен? Здесь у меня возникли большие проблемы со слушателями, которые путали приблизительную оценку и отсутствие оценки вообще. Да, оценок много, да, в мелких деталях оценки разные. Но если есть тенденция, она всё равно видна.
Я могу предложить несколько метрик для оценки железной дороги 19го века. Например, можно оценить, во что обойдется постройка такой же дороги сейчас, учитывая среднюю заработную плату, причем в абсолютных единицах, т.е. поделенную на прожиточный минимум. Из этой метрики следует, что рабочим заплатили очень мало. Их, прямо скажем, нагрели, что и было нормой того времени.
Можно оценить ущерб от отсутствия этой дороги, сравнив с очень похожей местностью, через которую удобная трасса не проходит.
Можно, хотя трудновато, продать эту дорогу на аукционе, и посмотреть, сколько за неё готовы платить частники.
Можно оценить грузовой поток через неё, тогда стоимость будет в джоулях. Можно ещё поделить на современную цену джоуля в долларах и на прожиточный минимум.

Я уверен, что есть и больше вариантов. Но мне трудно найти вариант, из которого следует, что строителям дороги заплатили справедливо. Или хотя бы близко к справедливости. Современный рабочий за такое усилие хочет 100 единиц. Ну или 90. Или 220. А рабочим новейшей истории платили 0.5. То есть, натурально, на порядки меньше. Вдобавок, уважение к ним как людям, доступная им личная свобода, защищенность законом порой были такие, что современный человек вообще не может посчитать, что это были "рабочие", которые заключали "договор о найме" и "получали зарплату".
Им очень, очень недоплатили. Но! Это если только не учитывать ценность жизни в благоустроеной стране. У внуков этих рабочих были свои дома, доступное образование для детей, здравоохранение, победа во второй мировой, человек на Луне, ядерная бомба, интернет, блоги, айфон :)
Тогда наоборот, с ними замечательно расплатились. Они и не мечтали. Только нельзя пожать им руки, потому что они все умерли.

Чтобы весь текст не казалася гимном пролетариату, скажу пару слов не о работнике, а о нанимателе. Богатый покупатель труда бедных рабочих с современной точки зрения - тоже умер, не увидев результатов труда и справедливого вознаграждения. Другая сторона вопроса состоит в том, что там, где рабочие умирали от цинги и ели крыс, изобретатель дышал парами хлора, торговец шёл ко дну после взрыва негодного парового котла, а офицер с жалкой сабелькой стоял впереди квадрата рекрутов, и первым получал картечью в череп.
И несмотря на это, рискуя удобствами, репутацией, и иногда самой жизнью — эти руководящие кадры и их человеческие муравьи продолжали строить то, что современный человек обнаружил в уже готовом виде. И имеет наглость утверждать, что никому за это не должен.

Ну хорошо, а кто должен? За чей счёт будут следующие дома, образование, наука, следующая победа? И, кстати, сколько они будут стоить? В терминах купли и продажи этот вопрос разрешить невозможно, потому что предмет изучения не стоит на месте, он постоянно меняет свойства. Но из этого не следует, что предмета изучения нет вообще.

Экономика и политика — это, во многом, стиль накопления и растраты ресурсов. Эти ресурсы — не только материальные, но и идеологические - не только машины, но и правила обращения с ними.Правильное обращение с ресурсами требует представления о том, сколько их и откуда они взялись. На этом месте у меня большие проблемы с любой теорией, которая утверждает, что ресурсы появились в нынешнем виде 10 минут назад, и могут быть использованы как угодно, лишь бы не было прямого обмана покупателей и продавцов.

Это объективно не так. Ресурсы эти нам _достались_. Они были _произведены_.  И произведены они были в убыток. Какого размера убыток - сказать точно невозможно, потому что опять этот проклятый вопрос выбора метрик. Но оценки все указывают вниз, и даже быстро вниз. Во что крупное не ткни, оно было построено практически рабами. Дальше, я считаю, что этот убыток никуда не делся. Он за чей–то счёт. Это в долг. Это, если хотите, нагрузка на общественную стабильность. Долг можно либо накапливать, либо выплачивать.
Теперь плохие новости — этот долг нельзя перестать накапливать. Мы не знаем, когда и как мы опять получим прибыль от чужих страданий. Мы не знаем, можем ли мы себе позволить от этой прибыли отказаться. Поэтому: нет конкретной суммы долга. Требуются постоянные вложения в объективный убыток себе, чтобы следующее поколение могло одолжить результаты у нас.

И никакой мистики. Сплошной закон сохранения. И немножко звона цепей.

Subscribe

  • Teh Workshop, ещё одна модель из кирпичиков

    На этот раз нездорово большая, уже начинаются проблемы категории "сломалось под собственным весом". Кто угадает здание-прототип?…

  • (на всякий случай, а вдруг здесь лучше)

    Сказка про работника по имени Балдев (в ней нет попа, зато будет сорок фривольно одетых дев) Жил-был корпоративный Боб. Хороший парень, не…

  • (no subject)

    Удалить старый жж.... не удалять старый жж... непонятно. Сейчас даже фейсбук уже немножко устарел как главная площадка, но всё равно незаменим как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Teh Workshop, ещё одна модель из кирпичиков

    На этот раз нездорово большая, уже начинаются проблемы категории "сломалось под собственным весом". Кто угадает здание-прототип?…

  • (на всякий случай, а вдруг здесь лучше)

    Сказка про работника по имени Балдев (в ней нет попа, зато будет сорок фривольно одетых дев) Жил-был корпоративный Боб. Хороший парень, не…

  • (no subject)

    Удалить старый жж.... не удалять старый жж... непонятно. Сейчас даже фейсбук уже немножко устарел как главная площадка, но всё равно незаменим как…