Гимли (gimli_m) wrote,
Гимли
gimli_m

Category:
С подачи умного знакомого ingwall пролистал книгу Colin Woodard, "11 наций Северной Америки".
Во-первых, это очень хорошее справочное пособие для разговоров об американской культуре, поэтому я сейчас её кратко перескажу.
Во-вторых, мне настолько же понравилась общая идея, насколько не понравилась пристрастность автора. Такое ощущение, что он воспользовался дыркой в правилах хорошего тона: можно навешивать отрицательные характеристики на всех представителей этнической группы сразу, если эта этническая группа придумана самим автором.
С чем-то в этом духе мы имеем дело, когда читаем записки Княжны и её последователей. Но это отдельный разговор, и не для сейчас.
В-третьих, мне непонятно, к каким категориям автор относит традиционные национальные меньшинства США. Американские индейцы у него включены, негры то так, то так, латиноязычные меньшинства точно да, азиаты точно нет.

Общая идея: несмотря на высокую мобильность жителей США и более-менее одинаковые возможности и потребности, можно выделить порядка 11 географически стабильных этнических (или культурных?) групп, каждая из которых сыграла свою особую -- и каждый раз одинаковую -- роль во всей истории США. Которая из них "настоящая Америка" - вопрос академический. Смотря какие фильмы вы смотрели :)
Это разделение изящно объясняет основные политические конфликты внутри страны, а заодно разницу в стиле жизни и языке.
Предупреждение: названия наций автор придумал сам, переводить я их буду тоже от балды, чтобы было красиво. Вдобавок, местами я пересказываю, местами додумываю и сочиняю. В общем, вы сами виноваты, что не читаете оригинал.


Страна Янки была основана пуританами, охватывает северо-восточные штаты США и индустриальный центр. Жители этой страны ценят образованность и общее благо больше, чем остальные народы. Коннектикут, конечно же, входит. Вообще, персонаж Марка Твена - очень чистый пример этой культуры.

Новый Амстердам: Нью-Йорк и только Нью-Йорк. Узел международной торговли. Этот народ охотнее других принимал к себе беженцев из других стран, из соображений не справедливости, а терпимости (интересная страница в истории: город Нью-Йорк выдавал чёрных рабов, потому что толерантно относился к рабовладельцам).

Срединные Земли: на юг от страны Янки, к северу от её старых врагов, эта страна состоит старых земель Квакеров, сельской Айовы, и больших городов среднего запада. Общество очень ценит свой средний класс, не одобряет вмешательства государственных чиновников. Идеологическая и этническая чистота никогда не были важны.

Высокий Прилив: бывшие монархические колонии Вирджинии, Северной Каролины, Мэриленда, Делавара. Основаны безземельными донами, младшими детьми английских аристократов, и сохранили аристократическую (семейственную, а не нойо-рабовладельческую!) традицию. Упадок этой, когда-то самой сильной, нации начался с экспансией на запад.

Аппалачия: горные районы от западной Вирджинии до Северного Техаса населены кланами воинов и патриархов! Нет, серьёзно, эти места заселяли потомки ирландцев, шотландцев и небогатых англичан, и у них до сих пор главные ценности - семья и личная свобода. Жители Аппалачии равно не доверяют аристократам из низин и ловким манипуляторам из страны Янки.

Дикси, или же Старый Юг: в этом народе до сих пор заметны остатки кастовой системы, первоначально выбранной богатыми рабовладельцами, адаптированной с образца Ост-Индийских рабовладельческих колоний. Старый Юг ценит права местных аристократов на самоуправление, и противостоит любым инициативам федеральной власти. "Унесенные ветром" - это довольно глубокое описание одной из сторон этой культуры. Для полной картины нужно еще читать речи южных политиков времен ранней эмансипации негров.

Эль Норте: не самая южная из северных наций, а самая северная из мезоамериканских. Основной язык - не английский. Среди других латинских народов обитатели известны трудолюбием и самостоятельностью. Этих людей пытаются показать в одном из фильмов про Зорро.

Левый Берег: Калифорния, Орегон, Вашингтон. Самая молодая нация, смешанный ребёнок независимости Аппалач и утопических теорий Страны Янки. Дух приключений и изобретательности первых западных колонистов теперь живет в технологических городках вокруг Сиэттла и в Кремниевой Долине.

Дальний Запад: большой квадрат страны, очевидно негостеприимный для белого человека: Великие Равнины, западные горы. Для жизни там нужны были веские причины, чтобы там устроиться, нужно было полагаться на самые современные технологии 19го века. Получился индустриальный регион страны, с самыми большими владениями принадлежащими, сторого говоря, другим народам. Жители Дальнего Запада ближе всего к либертарианцам, и точно знают, за что они не любят большие корпорации.

Новая Франция: две разделенные французские колонии: Новый Орлеан, Квебек. Наиболее демократичные, в простом понимании этого слова. Культура высоко ценит консенсус, эгалитаризм, охотно принимает людей других национальностей, считает нормальным участие государства в экономике.

Первые Люди: их сейчас где-то 300,000. Это те американские индейцы, которые никогда не были переселены или ассимилированы. Живут более-менее возле арктического круга.

Автор ещё выделяет самые южные точки страны как отдельную нацию - испано-карибскую. Но не дает ей отдельного имени. В политике США она особенно не участвует (например, редко что можно услышать про Гавайи. Хотя штат).

Дальше интереснее, хотя всех подробностей я пересказать не успею:

Первые восстания против британской короны, 1680е - союз Янки, Высокого Прилива, Нового Амстердама, и европейской Голландии. Не в последнюю очередь против объединенного управления тремя разными народами под одной администрацией "новой англии". При этом, если я правильно понял автора, Янки считают себя независимой страной, Нью-Амстердам частью Голландии, а Прилив - прогрессивной партией Британии.

В это время на Старый Юг приплывают первые рабовладельцы: потомки островных плантаторов. Если Прилив - адаптация традиции английской усадьбы со слугами и арендаторами, то Юг - общество реконструкторов некоего античного образа жизни. Концепция рабства поначалу не очень связана с цветом кожи. Просто граждан должно быть меньшинство, а остальных нужно прикрепить к хозяевам.
В дальнейшем, Старый Юг и Высокий Прилив - как бы естественные союзники, но с очень разными возможностями. В союзе с Дикси богачи подмяли под себя джентльменов.

В это же время потомки Квакеров тихо и мирно основали Средние Земли. И тут же разорились и впали в политический хаос по причине своего крайнего идеализма и пассивного сопротивления колонистов своим же правилам и законам. Эта синусоида экономического успеха, организационного кризиса, опять экономического успеха вообще очень характерна для этого народа. Их роль в американской политике - неуверенный нейтралитет.

Слегка позже, в 1710-1775 произошли пять великих несчастий британских островов, породив пять разных волн эмиграции. Ирландцы и шотландцы основали Аппалачи, где точно воспроизвели культуру арендаторов при отсутствующем землевладельце. Рэкет, кровная месть, "мой дом-моя крепость", и, кстати, зверское обращение с немногочисленными рабами. Исторический императив этого народа - с оружием в руках сопротивляться всем врагам по очереди, начиная с самого угрожающего и дальше по списку. Эта логика (внезапно) привела их к войне против а не за Дикси, а потом подтолкнула США к участию в мировых войнах.

Американская революция 1775 года: четыре самые непохожие нации объединяются против британской короны. Это Старый Юг, Высокий Прилив, Аппалачи, и, конечно, страна Янки. Остальные сохраняют нейтралитет, насколько могут. Каждый участник войны делает это в своей неповторимой манере: Прилив марширует в мундирах, бароны Старого Юга несколько раз меняют стороны конфликта, Аппалачи с дикими воплями собирают скальпы (кельтская, нифига не индейская традиция!), Янки пытаются создать хорошо снабженную и современную армию, по дороге обижают и топчут всех. Заодно создавая предпосылки для независимости Канады от США.

Дальше происходит шесть разных военных кампаний за новую оккупацию восставших колоний Англией, которые втягивают в войну всех. В конце последней восточные народы пожимают друг другу руки и постепенно понимают, что у них очень мало общего. Например, Конституция США - Старый Юг внезапно за, Янки внезапно против и временно отделяются от союза в лице отдельно взятого Вермонта. Общая финансовая система - ура, но Аппалачи почти не пользуются банками, и опасаются, что их надуют. Итд, итд, сотни мелких подробностей.

С 1816 по 1877 год страны-победители начинают экспансию на запад. В процессе возникает новый народ Левого Берега и присоединяется Эль Норте. Историю Техаса и непростых отношений с Мексикой вы, наверное, знаете.
С развитием промышленности постепенно заселяется Дальний Запад. Но сравнительно медленно. В некоторых политических событиях он не участвует, потому что целиком принадлежит владельцам из других народов. Потом обретает какую-то форму независимости.

А потом, конечно:

Автор считает, что это война за Запад, и война этнических ценностей. Эта точка зрения новая - то есть немножко забытая старая. В современной риторике США принято считать, что гражданская вовсе не была войной за отмену рабства, хотя бы потому, что многие северяне к нему относились равнодушно, а многие яркие сторонника юга были столь же яркими его противниками.
Но если разделить участников на большее количество частей чем две, вопрос рабовладения опять возвращается на стол. Для одних народов это важная часть их образа жизни, другим не очень важно, для третьих сама идея невыносима. Аналогично с вопросом отделения Юга: для одних народов федеральное объединение важно, для других нет.

Итак, гражданская - это война Страны Янки против военного союза Дикси, то есть Старого Юга и Высокого Прилива.
Средние Земли против рабства, но их отношение - традиционно спокойное. Они не хотят, чтобы оно было. Они не хотят воевать. Они не хотят насильно удерживать Юг. Они вообще хотят свою собственную конфедерацию, без Янки. Но больше всего, как народ, они хотят ничего не делать.
Раз Аппалачи - сосед и зеркальное отражение Средних, то логично было бы их считать союзником Юга. Собственно, поначалу так все и считали: с белым шовинизмом там все нормально, я бы сказал что и в наши дни. Но это же дикие ирландцы :) Они считают войну большим горем, пока она не началась, но охотно воюют, когда она уже. Причем всегда против самого толстого и заметного врага.
Новый Амстердам сочувствует идеям Старого Юга, потому что принимает разные культурные традиции и не выносит принудительных реформ. Но при этом Новый Амстердам не принимает обмана и предательства, поэтому, после атаки на Форт Самтер, точка зрения меняется.

В 1865 году происходит победа и временная оккупация. В южные города входят не только солдаты, но и (четвёртая?) колонна школьных учителей, врачей, священников из Страны Янки и немножко Средних Земель. В кратчайшие сроки происходит эмансипация: как вам идея избрать 15 черных в конгресс США? (Это примерно как 15 евреев в правительстве Западной Германии в 1946.) Но уже в 1876 начинается движение маятника назад - и до поздних времен Мартина нашего Лютера Кинга у черного населения Дикси не будет таких успехов. (А после Мартина Кинга их догонит клановая преступность родом из Эль Норте и дешевый кокаин, и это уже навсегда. То есть до наших дней.)

А вот, кстати:

Волны эмиграции 1860-1924 (36 млн. человек!) усилили и дополнили существующие нации, но не изменили их природы и границ. (Считает автор). Там, где новые эмигранты захватили политическую власть над районом или даже городом, они получили в свое управление уже существующую систему, которую не смогли серьезно изменить.
Кстати, многие американские нации практически не увидели эмигрантов - даже в наши дни тысячи приезжают жить в Янки, Амстердам, Средние Земли и на Левый Берег. И единицы в Аппалачи, Эль Норте, Юг и Прилив. Дальний Запад - исключение: он привлекает небольшое количество эмигрантов, но они сразу составляют большую часть его маленького населения.

Мне кажется, я пересказал достаточно, дальше логику автора можно понять.
Союз Дикси за войну, если результатом будет влияние над традиционно "недоразвитым" регионом, над людьми "которых есть чему научить". Присоединение на равных правах их обычно не устраивает
Страна Янки старается решить проблему созданием неприступной экономической позиции, при этом Новый Амстердам скорее за компромис.
Средние Земли воевать не хотят, но будут, если все за.
Аппалачи воют из соображений воинской этики, например потому, что уже ввязались.
Дальний Запад и Эль Норте всегда за войну, потому что получают военные дотации на развитие промышленности (вообще, вторая мировая больше всего сделала для развития американского запада, вы бы видели эти заводы и аэродромы в абсолютной глуши).
Вдобавок, военный недостаток рабочих рук в первый привлек гастарбайтеров из Мексики, то есть стёр неудобную для Эль Норте границу (которая не восстановлена, опять-таки, до наших дней).


Было бы очень, очень здорово повторить такую логику для анализа российской истории. А пока вот вам карта:
elevenNATIONS
Subscribe

  • Teh Workshop, ещё одна модель из кирпичиков

    На этот раз нездорово большая, уже начинаются проблемы категории "сломалось под собственным весом". Кто угадает здание-прототип?…

  • (на всякий случай, а вдруг здесь лучше)

    Сказка про работника по имени Балдев (в ней нет попа, зато будет сорок фривольно одетых дев) Жил-был корпоративный Боб. Хороший парень, не…

  • (no subject)

    Удалить старый жж.... не удалять старый жж... непонятно. Сейчас даже фейсбук уже немножко устарел как главная площадка, но всё равно незаменим как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Teh Workshop, ещё одна модель из кирпичиков

    На этот раз нездорово большая, уже начинаются проблемы категории "сломалось под собственным весом". Кто угадает здание-прототип?…

  • (на всякий случай, а вдруг здесь лучше)

    Сказка про работника по имени Балдев (в ней нет попа, зато будет сорок фривольно одетых дев) Жил-был корпоративный Боб. Хороший парень, не…

  • (no subject)

    Удалить старый жж.... не удалять старый жж... непонятно. Сейчас даже фейсбук уже немножко устарел как главная площадка, но всё равно незаменим как…